КОНТАКТЫEng
Главная / Наш вклад / Гвардейские, адмиралтейские!

Гвардейские, адмиралтейские!

Раздел 4.jpg


Свой вклад в Победу вносили и корабли, построенные на верфях. В предвоенные годы на судостроительных заводах «Судомех» и имени Андре Марти были построены 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», составивших к началу Великой Отечественной войны 1/3 боевого состава подводных сил ВМФ СССР, а также – 316 торпедных катеров.
Подводные лодки адмиралтейской постройки участвовали в боевых действиях на Балтике, Северном и Черном морях, на Тихом океане. За годы войны ими было потоплено 129 кораблей и транспортов противника, еще 10 были повреждены. 28 подводных лодок из 69, построенных на верфях в довоенный период, погибли в боевых операциях...
Две подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени и впоследствии стали кораблями-музеями. ПЛ «К-21» под командованием Героя Советского Союза Лунина совершила 11 боевых выходов, потопила 16 и повредила 1 боевой корабль. Среди ее «трофеев» был и лучший линкор немецко-фашистского флота «Тирпиц». После войны лодка была установлена в Североморске и является филиалом Музея Северного флота.
Подводная лодка «С-56», удостоенная Гвардейского звания, также воевала на Северном флоте. Под командованием Героя Советского Союза Щедрина она совершила 8 боевых походов, потопила 9 и повредила 4 боевых корабля и транспорта противника. Установлена во Владивостоке как филиал Музея Тихоокеанского флота.
Из книги воспоминаний Григория Щедрина «На борту С-56»:
«…Всё идёт как нельзя лучше ... Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения — такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру — всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки — эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие! В прочности лодки я настолько уверен, что в трудную минуту, если придётся уклоняться от противника, ни секунды не задумываясь, нырну на глубины, много большие, чем указывает красная черта на глубомере. Какое удовлетворение верить тем, кто строит, и командовать таким замечательным кораблём!
В сражениях Великой Отечественной войны принимали участие и корабли, построенные на верфях еще до начала войны, ставшие легендами российского флота. Это крейсер «Аврора» и линкор «Октябрьская революция», бывший «Гангут».
С началом войны крейсер «Аврора», находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта, на корабле было 260 человек экипажа. По мере приближения гитлеровских войск к Ленинграду с «Авроры» уходили на фронт краснофлотцы, с крейсера снимали вооружение. В июле 1941 года была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея «А» («Аврора»), в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В некоторые её расчёты были включены и «авроровцы». В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.
Война застала линкор «Октябрьская революция» на Таллинском рейде, отку¬да в начале июля 1941 года его перевели в Кронштадт. Всего противник сбросил на корабль за сентябрь около 450 авиабомб, из них 6 попали в цель. Наши зе¬нитчики с линкора сбили 11 вражеских самолетов – отличный результат, с учетом того, что зенитное вооружение «Октябрины» было серьезно усилено только зимой 1941/42 гг. На корабле к тому времени осталась лишь по¬ловина 120-миллиметровых орудий (восемь из них в сентябре сня¬ли и отправили вместе с расчетами на сухопутный фронт). В июле 1944-го линкор провел последние бое¬вые стрельбы, поддерживая наступление 21-й армии на Карельском перешейке.
Справочное бюро
+7 (812) 714-88-33
+7 (812) 494-79-43
Канцелярия
+7 (812) 714-88-52
info@ashipyards.com
наверх